История уличной рекламы на Сахалине


В античной мифологии богиня радуги Ирида соединяла небо и землю. В этом смысле её можно считать покровительницей рекламы, которая передает волю рекламодателей и, одновременно представляет обществу его же ценности.

На Сахалине Ирида воплотилась 25 мая 1992 года в качестве рекламного агентства в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Уже в следующем году информация о компании появилась в первом отраслевом Справочнике средств массовой информации и рекламных агентств России, СНГ и Балтии на 1993-1994 годы.

С 1992 по 1999 год ТОО РА «ИРИДА» предоставляла рекламодателям спектр услуг, занимаясь разработкой корпоративной символикой, графическим дизайном, полиграфией и проведением комплексных рекламных мероприятий во всех средствах распространения информации, доступных в это время.

С самого начала предпринимательской деятельности агентство использовало наружную рекламу для распространения коммерческой информации. Этому способствовало наличие на территории города ставшими бесхозными конструкций наглядной агитации советского периода. В 1992 году с городом заключен первый договор на аренду этих конструкций в качестве рекламных носителей, а в 1994 году товарищество получило первые земельные участки для установки рекламных конструкций. Вскоре Outdoor стал неотъемлемой частью национальных рекламных кампаний, но присутствовал региональный аспект. Сахалинская область - единственный регион России, который расположен на островах. Отсутствие автомобильного сообщения с материком существенно снижало ценность рекламных конструкций для федеральных операторов и замедляло развитие этого рынка на острове.

18 июня 1995 года был принят Федеральный закон «О рекламе» 38-ФЗ, который стал основным нормативно-правовым актом в этой области предпринимательской деятельности. В этом же году в России появился первый широкоформатный струйный принтер, который открыл новую страницу в истории отрасли. В результате количество компаний, предлагающих услуги широкоформатной печати, значительно увеличилось. Однако, на Сахалине плакаты большого формата оставались дорогим и эксклюзивным продуктом, так как большинство производителей находилось в Москве. В Южно-Сахалинске первый плакат на баннерной ткани установлен только в 1998 году.

Основных идеей российских городов постиндустриального периода был поиск своей уникальной графической индивидуальности, и Южно-Сахалинск не был исключением. Администрация города была постоянным заказчиком РА «Ирида-Сервис», которое создавало графические образы для городских событий, праздников и социальной информации, а также занималось производством полиграфической и сувенирной продукции и информационной поддержкой мероприятий, в том числе средствами наружной рекламы.

К 2000 году рекламный рынок завершил процесс своего становления: была сформирована законодательная база, интегрированы крупные рекламные структуры, расширился ассортимент услуг, и произошла унификация взаимоотношений операторов наружной рекламы. Однако на Сахалине развитие отрасли в большей степени связано с началом реализации шельфовых проектов. Создание нефтегазовой инфраструктуры и улучшение инвестиционного климата в регионе способствовали активизации предпринимательской деятельности, включая рекламную сферу.

В 2001 году партнером РА «ИРИДА-Сервис» стало агентство «Outdoor One» (Gallery). В 2004 году клиентом компании стало «МТС». С началом строительства завода СПГ в Пригородном в 2003 году, началась установка сети щитов в Корсакове. В 2004 году партнером становится региональное агентство «Инфинити Промоушн», в 2005 году - крупнейший оператор наружной рекламы «News Outdoor Russia», а список клиентов пополнился компанией «Билайн». В 2008 году размещается сеть конструкций 6х3 в городе Долинск. Всего за период с 2001 по 2008 год рекламные площади РА «Ирида-Сервис» увеличились в 4 раза – с 900 до 4000 кв. метров.

Агентство постоянно экспериментировало и внедряло перспективные технологии в области визуальных коммуникаций. В 2006 году на площади Ленина установлен первый светодиодный экран, летом в Южно-Сахалинске появились первые роллеры, а осенью запустили первый на Сахалине широкоформатный принтер.

Цифровая трансформация, связанная с интернетом, мобильными технологиями и алгоритмическими продажами, стала новым стимулом для развития рекламы и в 2017 году российские операторы наружки активно включились в процесс внедрения и освоения новых технологий. В декабре того же года РА «Ирида-Сервис» на аукционе приобрело места под установку рекламных конструкций на проспекте Мира в районе торгового центра «Панорама», а в следующем году - место в районе гостиницы «Пасифик Плаза».

Сегодня у агентства 6 видеоэкранов на главной магистрали Южно-Сахалинска и 500 кв. метров щитовых рекламных площадей в Южно-Сахалинске и Долинске.